в общих чертахСегодня многие хотят сделать свой анимационный мультфильм. Кто классическим образом - рисуя руками, кто используя компьютерную графику: флэш, перекладную анимацию, 3D... способов очень много, например, South Park сделан из картона. Есть ещё кукольные мультфильмы - Чебурашка. О каких-то способах я знаю очень хорошо, о каких-то в общих чертах. Мне довелось получить бесценный опыт - работать на анимационной студии "Мельница". Самый замечательный мультфильм, с которого они стали подниматься - "Карлик нос". Кстати, права на него были впоследствии выкуплены Warner Brothers. Мой опыт работы пришёлся на период с 2008 по начало 2009 - чуть больше года. Вначале прорисовщик, затем на курсы анимации при студии, после их окончания - работа аниматором (совсем немного) и затем художник по фонам в проекте "Лунтик". Всё, что я расскажу не является аксиомой - наверняка где-то ещё делают что-то не так и называют что-то по-другому. Если есть человек, работающий на какой-либо анимационной студии - круто, если он тоже поделится опытом или скажет, как то или иное было у него на работе.
Сперва расскажу в общих чертах, патом буду отдельно рассказывать об анимации и создании фонов.
С чего же начинается мультфильм? Коротметражка или полный метр – не так важно. (Полные метр, если не ошибаюсь, начинается с 45 минут). Всё начинается с идеи. Идею начинают развивать, превращая в рассказ, какие-то наметки, которые затем вырастают в сценарий (который в свою очередь будет претерпевать изменения до самого конца сотворения мультфильма). Затем делают наброски общего стиля мультфильма. А когда известны персонажи и их характеры, начинают разрабатывать и внешний вид героев. Как правило, к этому моменту уже есть режиссёр, который активно участвует во всех аспектах разработки мультфильма. Когда герои созданы, полностью известны, то их всех рисуют в фас на длинной ленте, чтобы понять их соотношения между собой и никто в процессе анимации не выбился за эти рамки.
Дальше пути расходятся в зависимости от выбранного способа анимации. Сперва расскажу о классической, ручной.
Каждого героя рисуют в поворотах, с разных ракурсов, с многообразием гримас. Сейчас, кстати, делают героя и в трёхмерке, для каких-нибудь сложных ракурсов. А раньше, например, для того же Карлика носа, лепили фигурки – до сих пор их можно найти на полках у прорисовщиков и аниматоров ручного цеха.
Попутно начинают разрабатывать фоны и предметы. Режиссёр создаёт по сценарию аниматик. Аниматик – это весь мультфильм, созданный в черновом варианте: примерный вид фона, героев и озвучки. На аниматике понятно, что происходит и где. Весь фильм разбит на эпизоды, а те в свою очередь на сцены. Всё подписано в аниматике. Далее художники делают по аниматику лэйауты: на таких же кальках, на которых затем происходит анимирование и прорисовка, рисуют уже более точно, что и как происходит. Но рисуют несколько кадров: чтобы был понятен характер движения. Т.е. если в аниматике видно, что герой идёт через поле, то по лэйауту можно понять как он идёт. Аниматор работает и с аниматиком и с лэйаутом. Он забирает одну коробку, в ней – лэйаут, на котором написаны номера эпизода и сцены, и принимается за анимацию.
Аниматор не должен быть индивидуальным, его самое главное качество: рисовать так же, как и все. На студии всегда знают кто и насколько хорошо умеет анимировать. После окончания курсов мне доставались очень простые сцены, типа как ветка крупным планом тянет героя за одежду или он её ухватил и тянет. Сам момент перемещения ветки. По мере роста опыта росла и сложность сцен. На студии работали потрясающие люди, способные нарисовать невероятные развороты героев в самых невообразимых ракурсах! Нам режиссёр любил говорить, что любит людей тихих, замкнутых в себе, потому что они проявляли себя в рисовании сложных движений. На студии действительно среди мастеров было много замкнутых, не разговорчивых людей, их мастерство нам постоянно ставили в пример. Конечно, не все мастера такие, но преимущественно. После того, как аниматор сдал работу режиссёру, она отправляется к прорисовщикам. Эти люди берут коробку с лэйаутами и анимацией и тщательно прорисовывают каждый кадр анимации. Помимо того, что нужно прорисовать каждую деталь, каждый волосок – чтобы герой двигался чётко (как правило, у аниматоров нет такой задачи, они не особо делают построение героев и могут не особо заботиться о деталях и так далее; т.е. детали в каждом кадре примерно на своих местах). Прорисовщик так же чётко всё вымеряет, если что – поправляет пропорции и рисует всё разными по толщине контурами. Всё это делается на бумаге простыми карандашами. Конечно, есть ещё цинтики (это посути монитор на ножках, по которому можно рисовать, типа современных планшетов-компов). На цинтиках, конечно, делать всё намного проще и чище. Да и работу прорисовщика не нужно переносить в комп – она и так там. Далее прорисованную анимацию сканируют и контуры обводят на компе. Потом – заливка общим цветом, затем – тени и в конце добавляют блики.
Параллельно с анимацией рисуют и фоны. Когда всё готово – соединяют. Соединение анимации, фонов, эффектов, протяжка фона, монтаж – весь процесс называется компоузинг. Сейчас некоторые сложные вещи делают с помощью компа: например, герой крутит мельницу: мельницу можно подставить потом, подравнивая под движения героя. Или брызги воды, молнии, какие-то движения предметов или сами предметы (например, двери). Ведь создание мультфильма процесс очень долгий и трудоёмкий, поэтому всегда ищут способы сделать что-то полегче. Кстати, где-то читала, что Миядзаки всё делает полностью посредством ручной анимации, не признает он новшества компов. На деле не совсем так: например, В Ходячем замке Хаула, момент, где Софи затягивает в провал в земле, когда она уже в конце фильма раскрыла тайну договора Хаула и Кальцифера, – этот провал сделан в трёхмерке, собственно, об этом рассказывается в арт-буке по мультфильму.
Озвучку делают уже в самом конце, когда мультфильм практически готов. Приглашают актёров и они в студии записывают текст.
Вот и всё. В общих чертах так. Чуть позже напишу, как создают анимацию, какие там есть приёмы и уловки.
Сперва расскажу в общих чертах, патом буду отдельно рассказывать об анимации и создании фонов.
С чего же начинается мультфильм? Коротметражка или полный метр – не так важно. (Полные метр, если не ошибаюсь, начинается с 45 минут). Всё начинается с идеи. Идею начинают развивать, превращая в рассказ, какие-то наметки, которые затем вырастают в сценарий (который в свою очередь будет претерпевать изменения до самого конца сотворения мультфильма). Затем делают наброски общего стиля мультфильма. А когда известны персонажи и их характеры, начинают разрабатывать и внешний вид героев. Как правило, к этому моменту уже есть режиссёр, который активно участвует во всех аспектах разработки мультфильма. Когда герои созданы, полностью известны, то их всех рисуют в фас на длинной ленте, чтобы понять их соотношения между собой и никто в процессе анимации не выбился за эти рамки.
Дальше пути расходятся в зависимости от выбранного способа анимации. Сперва расскажу о классической, ручной.
Каждого героя рисуют в поворотах, с разных ракурсов, с многообразием гримас. Сейчас, кстати, делают героя и в трёхмерке, для каких-нибудь сложных ракурсов. А раньше, например, для того же Карлика носа, лепили фигурки – до сих пор их можно найти на полках у прорисовщиков и аниматоров ручного цеха.
Попутно начинают разрабатывать фоны и предметы. Режиссёр создаёт по сценарию аниматик. Аниматик – это весь мультфильм, созданный в черновом варианте: примерный вид фона, героев и озвучки. На аниматике понятно, что происходит и где. Весь фильм разбит на эпизоды, а те в свою очередь на сцены. Всё подписано в аниматике. Далее художники делают по аниматику лэйауты: на таких же кальках, на которых затем происходит анимирование и прорисовка, рисуют уже более точно, что и как происходит. Но рисуют несколько кадров: чтобы был понятен характер движения. Т.е. если в аниматике видно, что герой идёт через поле, то по лэйауту можно понять как он идёт. Аниматор работает и с аниматиком и с лэйаутом. Он забирает одну коробку, в ней – лэйаут, на котором написаны номера эпизода и сцены, и принимается за анимацию.
Аниматор не должен быть индивидуальным, его самое главное качество: рисовать так же, как и все. На студии всегда знают кто и насколько хорошо умеет анимировать. После окончания курсов мне доставались очень простые сцены, типа как ветка крупным планом тянет героя за одежду или он её ухватил и тянет. Сам момент перемещения ветки. По мере роста опыта росла и сложность сцен. На студии работали потрясающие люди, способные нарисовать невероятные развороты героев в самых невообразимых ракурсах! Нам режиссёр любил говорить, что любит людей тихих, замкнутых в себе, потому что они проявляли себя в рисовании сложных движений. На студии действительно среди мастеров было много замкнутых, не разговорчивых людей, их мастерство нам постоянно ставили в пример. Конечно, не все мастера такие, но преимущественно. После того, как аниматор сдал работу режиссёру, она отправляется к прорисовщикам. Эти люди берут коробку с лэйаутами и анимацией и тщательно прорисовывают каждый кадр анимации. Помимо того, что нужно прорисовать каждую деталь, каждый волосок – чтобы герой двигался чётко (как правило, у аниматоров нет такой задачи, они не особо делают построение героев и могут не особо заботиться о деталях и так далее; т.е. детали в каждом кадре примерно на своих местах). Прорисовщик так же чётко всё вымеряет, если что – поправляет пропорции и рисует всё разными по толщине контурами. Всё это делается на бумаге простыми карандашами. Конечно, есть ещё цинтики (это посути монитор на ножках, по которому можно рисовать, типа современных планшетов-компов). На цинтиках, конечно, делать всё намного проще и чище. Да и работу прорисовщика не нужно переносить в комп – она и так там. Далее прорисованную анимацию сканируют и контуры обводят на компе. Потом – заливка общим цветом, затем – тени и в конце добавляют блики.
Параллельно с анимацией рисуют и фоны. Когда всё готово – соединяют. Соединение анимации, фонов, эффектов, протяжка фона, монтаж – весь процесс называется компоузинг. Сейчас некоторые сложные вещи делают с помощью компа: например, герой крутит мельницу: мельницу можно подставить потом, подравнивая под движения героя. Или брызги воды, молнии, какие-то движения предметов или сами предметы (например, двери). Ведь создание мультфильма процесс очень долгий и трудоёмкий, поэтому всегда ищут способы сделать что-то полегче. Кстати, где-то читала, что Миядзаки всё делает полностью посредством ручной анимации, не признает он новшества компов. На деле не совсем так: например, В Ходячем замке Хаула, момент, где Софи затягивает в провал в земле, когда она уже в конце фильма раскрыла тайну договора Хаула и Кальцифера, – этот провал сделан в трёхмерке, собственно, об этом рассказывается в арт-буке по мультфильму.
Озвучку делают уже в самом конце, когда мультфильм практически готов. Приглашают актёров и они в студии записывают текст.
Вот и всё. В общих чертах так. Чуть позже напишу, как создают анимацию, какие там есть приёмы и уловки.